От какой суммы начинается финмониторинг
От какой суммы начинается финмониторинг

Всем привет!

Моя двоюродная сестра Соня, проработав на должности торгового представителя, поняла, что это не ее и подалась в модное нынче течение: организацию совместных покупок.

Но не полностью изучила нюансы такого вида деятельности, и в скором времени ее карту, на которую покупатели переводили деньги, заблокировали.

А все дело в том, что она попала под финансовый мониторинг.

От какой суммы начинается финмониторинг, поведаю в сегодняшней статье.

Содержание статьи:



Служба финансового мониторинга в банке

Вся банковская деятельность строго контролируется и регламентируется инструкциями и федеральными законами. В свою очередь банки контролируют операции, которые проводят его клиенты. Особенно большое внимание в последнее время уделяется обороту денег на счетах, переводам, валютным операциям, а также соответствие проводимых транзакций законности.

Этим занимается служба финансового мониторинга, которая создается в структуре банковской организации. Рассмотрим подробнее, что это за служба, зачем она нужна, чем занимается, и как она может повлиять на денежные переводы клиентов?

Что такое служба финансового мониторинга в банке?

Это подразделение в банке, которое занимается наблюдением и сбором информации для изучения происходящих финансовых процессов, принятия решений о противодействии отмыванию денег, предотвращения подобных действий на внутреннем уровне.

Иными словами, служба финмониторинга контролирует оборот денежных средств на счетах и препятствует легализации денег для финансирования террористических и преступных групп.

Легализация (или отмывание) денег — это придание незаконно полученным средствам (от продажи наркотиков, оружия, «крышевания» и проч.) законного статуса и скрытие источника их поступления.

Данный термин появился давно в США, когда преступники запустили сеть прачечных на незаконные деньги, а затем получали с них доход, «якобы» за стирку, таким образом «отмывая грязные деньги». Сейчас этот процесс глобализовался, и ежедневно по всему миру через счета банков «отмываются» миллиарды долларов.

Схем для «отмыва» существует много. Самое простой и доступный способ — это открыть банковский депозит (один или несколько), пополнив его «грязными» наличными или безналичным способом (уже частично «отмытыми» деньгами), а затем закрыть и получить «чистые» денежные средства. Поэтому банки так пристально уделяют этому процессу внимание.

В этом процессе принимает участие каждый сотрудник банка, включая кассиров, операционистов, руководителей и проч. Отдел финмониторинга подчиняется совету директоров банковской организации. Он проводит работу, чтобы исключить нарушения на внутрибанковском уровне и не портить деловую репутацию учреждения.

Руководитель этого отдела имеет доступ даже ко всем данным о высшем руководстве. Таким образом, служба финмониторинга проверяет и контролирует все банковские документы, а за разъяснениями непонятных ситуаций она может обратиться к любому из сотрудников.

Зачем в банке нужен финмониторинг?

Служба финмониторинга в банке выполняет ряд важных функций:

  • Обеспечивает безопасность работы учреждения.
  • Контролирует внешние и внутренние операции на основании ежедневной отчетности.
  • Проводит регистрацию операций.
  • Ведет проверку анкет клиентов на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам, идентифицирует стороны финансовых сделок.
  • Создает «черный список» клиентов, которые подозреваются в нелегальном обороте денег.
  • Предотвращает потенциальные преступления.
  • Контролирует соблюдение установленных требований законов и инструкций, в частности, ФЗ №115.
  • Проверяет документы, подтверждающие законность операций и денежных средств.
  • Взаимодействует с ФСФМ РФ.
  • Проводит обучение сотрудников банка по вопросам безопасности.

Какие операции могут попасть на контроль службы финансового мониторинга в банке?

Основной критерий, по которому сотрудников финансового мониторинга в банке привлекают операции, является несоответствие этих расходных операций деятельности клиента. Согласно ФЗ №115, обязательному контролю подлежат операции на сумму выше 600 т.р. (или эквивалента в иной валюте). Операции, которые попадают под контроль финмониторинга:

  1. Переводы частным лицам от юрлиц (если это не зарплата, выплата вознаграждений по договорам и проч.),
  2. Поступления средств в валюте (в частности, из-за границы, с оффшорных зон и др.),
  3. Операции поступления и снятия наличных, проводимые в один день,
  4. Повторяющие однотипные сделки по снятию крупных сумм,
  5. Многочисленные вклады, открываемые на короткие сроки (до месяца), которые затем закрываются, а деньги снимаются наличными,
  6. Покупка-продажа валюты, дорожных чеков, обмен поврежденных купюр на целые в эквиваленте от 600 т.р.,
  7. Покупка физлицом ценных бумаг за наличные деньги,
  8. Размен банкнот крупного номинала на более мелкий или наоборот (от 600 т.р.),
  9. Пренебрежение клиентом выгодными условиями, например, клиент размещает крупную сумму во вклад без интереса к процентной ставке и другим условиям,
  10. Операции клиента не имеют экономического смысла, например, выплата шестизначной зарплаты в фирме с нулевой бухотчетностью,
  11. Невозможность установления сторон сделки,
  12. Перевод на счета другого банка без видимых оснований с худшими условиями (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и проч.)

Таким образом, оснований для попадения операции на контроль довольно много. Это связано с повышением количества случаев отмывания денег, полученных незаконными способами. Условия законов ужесточаются, чтобы минимизировать возможные риски для банков. Вызвать подозрения могут и частые пополнения вклада, даже если сумма пополнения меньше 600 т.р.

источник: http://kredityvopros.ru/investor100.ru/sluzhba-finansovogo-monitoringa-v-banke/



Банки с 2017 года смогут блокировать любые переводы граждан

Минфин и Центробанк подготовили законопроект, позволяющий банкам приостанавливать операции по переводу денежных средств в случае появления подозрений в попытке проведения несанкционированного списания. Планируется, что нововведение вступит в силу уже в 2017 году, уточняют «Известия».

По данным Центробанка, в 2015 году с использованием платежных карт, эмитированных российскими банками, было совершено более 260 тыс. несанкционированных операций на общую сумму 1,14 млрд рублей, и они в основном совершаются с использованием дистанционного банковского обслуживания и электронных средств платежа (ЭСП).

Предупреждение!
Предполагается, что изменения будут внесены сразу в несколько законодательных актов — 161-ФЗ «О национальной платежной системе», 86-ФЗ «О Центральном банке РФ» и Арбитражный процессуальный кодекс. Планируется, что это позволит предотвращать несанкционированные списания сразу по нескольким направлениям.

В пояснительных документах к законопроекту указывается на, что наибольшее количество несанкционированных операций в системах ДБО со счетов физических лиц отмечается в сегменте от 10 тыс. до 50 тыс. рублей.

В Минфине говорят о том, что в настоящее время системы «фрод-мониторинга» применяются многими операторами по приему платежей, которые заинтересованы в обеспечении сохранности денежных средств своих клиентов, при этом каждый оператор ввиду отсутствия соответствующей законодательной базы вынужден разрабатывать собственный порядок действий в случае выявления признаков несанкционированных операций и осуществлять эти действия в рамках договорных отношений с клиентом.

В ведомстве рассчитывают на то, что законодательное закрепление соответствующего порядка позволит создать единую для всех систему по противодействию несанкционированным операциям и наделит оператора по приему платежей правом на основании закона осуществлять те или иные действия, необходимые для предотвращения хищения денежных средств клиентов.

Внимание!
Прежде всего оператор должен предотвращать совершение операций, если подозревает, что они совершаются без согласия клиента. При этом Центробанк к своим требованиям позволит операторам самим устанавливать дополнительные признаки совершения операции без согласия клиента, пишет издание.

Оператор, в частности, получает право до осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента на срок не более двух дней приостановить исполнение распоряжения или использование ЭСП, запросив при этом клиента о совершаемой операции.

Что касается держателей карт, то они получают фактически подробную памятку о своих действиях, которые надо предпринять в случае обнаружения несанкционированного списания со счетов.

Для ускорения процесса все судебные разбирательства передаются от судов общей юрисдикции в арбитражные суды и не будут связаны с длительным исковым производством. Это оставляет шанс на то, что решение о возврате средств может быть принято в течение семи дней.

источник: http://kredityvopros.ru/www.finanz.ru/novosti/lichnyye-finansy/banki-s-2017-goda-smogut-blokirovat-lyubye-perevody-grazhdan-1001333760

Легализация средств. Суммы свыше 600к — под контролем

Позволю себе несколько дополнить выше написанное «практическим применением» данного закона банками. В любом банке есть служба финансового мониторинга которая в принципе анализирует проходящие через банк транзакции на предмет их «легитимности».

Но особый интерес она проявляет к операциям свыше 600т.р. При этом служба финмониторинга банка НЕ ограничивает такого рода операции! Она лишь передает по ним информацию в «соответствующие органы». Но это не значит что любой подозрительный перевод свыше 600т.р. привлечет внимание правоохранительных органов.

Совет!
Но вот выборочная проверка по таким случаям возможна. Рассказываю о том с чем приходилось сталкиваться на практике. Не знаю на сколько верно утверждение что переводы между физ лицам могут проходить на любые суммы не попадая под финмониторинг.

Но при переводах от юр лица на физ лицо нужно придерживаться не только правила 600т.р. Нужно помнить еще и про годовой лимит в 3000000р. Если общая сумма переводов (допустим переводов по 50т.р.) перевалит за 3 ляма у физа с большой вероятностью будет общение с «органами» где он будет экономически обосновывать данные действия.

И наличие у него «Договора беспроцентного займа» с приходно кассовым ордером (который вы покажете банку после пары тройки переводов на физа и ему возможно этого хватит) не всегда будет достаточным. На физа станут вешать «Деятельность с целью получения прибыли» и «Уклонение от уплаты налогов» и «просьбу» заплатить 13%.

После чего физ покажет пальцем на того кто слал и почему все это происходило (а как правило такие суммы на карты каких то левых дропов не выводят). Описанный случай реален, в своей деятельности мы (и не только мы) с ним сталкивались. Помните про цифру 3кк.

Про сумму перевода более 600 на физа. Банк НЕ В ПРАВЕ ОТКАЗАТЬ В ТАКОЙ ОПЕРАЦИИ! Другое дело что по договору «Дистанционного обслуживания» он может ограничить (отказать) в проведении ЛЮБОЙ операции. Делает это не финмониторинг а служба безопасности банка.

Опять же для нас если транзакция «чистая» это не проблема. Директор (или человек имеющий право подписи) явившись лично в отделение к операционисту проводит такую операцию без проблем. На практике мы переводили на физа болшее 2кк.

Платежи по юр.лицам менее 3х месяцев или без движений по счету. Не могу ничего сказать про списания со счета новой фирмы более 600т.р. «положенных» на счет через кассу. Но вот поступления на счет сумм и меньших 600т.р. (на практике более 300) большинство банком «морозят».

Предупреждение!
Опять же делает это не финмониторинг а СБ банка. Если транзакция «чистая» то в течении 3х (банковских) дней бабло на р\с зачислят. Хотя на нашей практике встречались банки (задроченные грязью) которые при платеже на фирму без оборотов просто блокировали дистанционное обслуживание сразу как к ним на КОР приходила крупная сумма.

Опять же если все чисто, визит в банк решает проблему. Морозят бабки на коре обычно на сутки. То же самое кстати и с физами. Суммы юр — физ до 300т.р. зачисляют в пределах опер дня (по физам удобней работать суммами до 100т.р.) а больше начинаю морозить до 3х дней (хотя все зависит от банка).

источник: http://kredityvopros.ru/darkmoney.cc/12935-post2.html

Как работает финансовый мониторинг в банках

Работал по линии финмониторинга в топ10 банках. Могу ответить на вопросы по поводу финмониторинга в банках. Что проверяют, что смотрят и как выявляют. P.s. Первое требование для работника банка по ПОД/ФТ — не рассказывать клиентам как проводится работа по ПОД/ФТ. Но, я уже там не работаю. 🙂 Мне можно.

Сейчас идут проверки в сбербанке о приеме денег за коммерч. деятельность на карты. Причем звонят не тому кому приходят оплаты, а тем кто вам переводит. Если кто–то скажет, что деньги перевёл за услугу, даже за обучение, тогда вашу карту блокируют и карту того, кто переводил тоже и после блокировки штрафы и налоговая.

Людей предупреждать бесполезно, любой просто растеряется. Проверка по всем городам очень мощная. Инфо из первых рук. Сейчас очень плотно взялись за физ лиц и их доходы. Это дружеский совет. Донесите до ваших всех эту информацию.

По теме:  Как отличить фальшивые деньги от настоящих - рекомендации Центробанка РФ

Если вдруг вам или Вашему получателю позвонят из Call–центра Сбербанка и попросят назвать ФИО получателя и цель платежа, ФИО он может назвать, но цель платежа всегда должен называть — перевод денег знакомому (родственнику) на подарок, либо возврат долга. Запрещено указывать, что он что то оплачивает.

В противном случае Сбербанк блокирует Вашу и его карту. Ни коем случае не указываем в комментарии какие либо данные, ни ФИО,ни счета. Донесите эту информацию до ваших клиентов, знакомых оплачивающих, на карты Сбербанка пожалуйста! PS Прозвоны из Call–центра Сбербанка начались с этой недели и идут по разным городам

Внимание!
Вряд ли будут звонить из колл–центра. Будут звонить только сотрудники фронт–офиса, которым даст задание сотрудник по ПОД/ФТ. И все ФИО владельцев карт в банке есть, если карты этого банка. Так что звонить и спрашивать ФИО — это бред. Резюмирую — фигня какая–та.

Банк должен пресекать вовлечение банка в незаконные операции, в т.ч. контролировать соблюдение режима счета — счет физиков не предназначены для предпринимательской деятельности. Ведешь предпринимательскую деятельность — открывай счет ИП.

Налоговая не видит в режиме онлайн платежи клиентов банка, такую возможность имеет только банк. Поэтому налоговая никак не может этим заниматься, только если не проводится выездная проверка предприятия. При проверке налоговой банка — счета клиентов не смотрят. Всё зависит от ПО, которое установлено в банке.

Совет!
Может копить такие операции и в определенный момент когда операции превысят определенный лимит — может быть создано сообщение и отправлено сотруднику по ПОД/ФТ. А там он будет субъективно рассматривать эти все операции. Как он там решит — это его решение будет.

Но если в течение месяца будут приходить более 600 тыс. и столько же сниматься — то попасть под колпак можно будет запросто.

источник: http://kredityvopros.ru/www.michelino.ru/2017/05/blog-post.html

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ

Что делать, если банк заблокировал ваш счет или закрыл его на основании закона № 115-ФЗ: причины и способы решения проблемы

В последнее время многие юридические лица и индивидуальные предприниматели стали сталкиваться с проблемой «блокировки» расчетного счета по инициативе банка с последующим требованием закрыть этот счет, получая в объяснение, достаточно общую формулировку со ссылкой на закон № 115-ФЗ. Квалифицированные юристы по финмониторингу помогут разобраться в этой ситуации.

Федеральный закон от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» регулирует деятельность граждан и организаций, которые осуществляют сделки и операции с денежными средствами и прочим имуществом,возврат похищенных денег со счета, атакже деятельность государственных органов, чьи полномочия направлены на осуществление контроля над проведением подобных сделок и операций.

В целях противодействия попыткам отмывания преступных доходов в процессе осуществления банковских операций на кредитные организации возложена обязанность самостоятельно организовать систему внутреннего контроля с учетом требований законодательства, им предоставлено право отказать клиенту в открытии расчетного счета либо приостановить действия (блокировать) без объяснения причин.

Разблокировка расчетного счета займет много времени в таких случаях, но финмониторинг юристы, советуют не паниковать, а правильно оценить ситуацию. Для начала стоит различать две различные процедуры:

  • приостановление операций по счету;
  • приостановление проведения конкретной финансовой операции.

Юристы по 115-ФЗ отмечают, что банк имеет право приостановить полностью все операции по счету только в том случае, если владелец внесен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Этот список размещен на официальном интернет-сайте Росфинмонторинга (юристы имеют к нему открытый доступ). Во всех остальных случаях решение о полном блокировании, а также возврат похищенных денег со счета может принять только Росфинмониторинг или суд.

При этом Росфинмониторинг вправе «заморозить» счет на срок до 30 суток и только в случае, если имеется информация о причастности владельца счета к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма). На более длительное время счет может быть заблокирован только по решению суда.

На практике такие ситуации встречаются достаточно редко. А вот отказы банка в проведении тех или иных конкретных операций по счету – перечислений денежных средств на счета третьих лиц или выдачи наличных – все чаще и чаще.

Это связано не только с усилением контроля государства за финансовыми операциями граждан и организаций, противодействием «обналичиванию» денежных средств и вывода их из-под государственного контроля, но и попытками недобросовестных банков заработать дополнительные доходы на комиссиях, в том числе при закрытии счета клиента.

Для того, чтобы не попасть под обязательный контроль со стороны банка или Росфинмониторинга юристы по финмониторингу рекомендуют прежде всего, соблюдать условия, предусмотренные в ст. 6 и 7 Закона № 115-ФЗ.

Также отмечают юристы, по 115-ФЗ операции клиента подразделяются на подлежащие обязательному контролю и подозрительные операции. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в Росфинмониторинг.

Если операция вызывает у работников банка подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, банк не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязан направить сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю в Росфинмониторинг.

Иными словами, если банк квалифицировал операцию в качестве подозрительной либо подлежащей обязательному контролю, у кредитной организации может возникнуть необходимость запросить у клиента дополнительную информацию с целью передачи сведений в Росфинмониторинг.

Именно для этого банки вводят комиссию за непредоставление клиентом сведений по запросу банка, обосновывающих характер операции.

Предупреждение!
Плата за оказание услуг по ведению счета клиента устанавливается в банковских тарифах. Банк вправе изменять в одностороннем порядке тарифы, если это предусмотрено договором банковского счета.

Стоит внимательно читать все требования банка и договор в том числе. Так введение тарифа и увеличение его, по мнению Банков, считается мерой исполнения Закона № 115-ФЗ.

На что еще нужно обратить внимание?

В том случае, если банковский счет заблокирован банком на основании положений Закона № 115-ФЗ, необходимо выяснить точную причину, по которой это произошло. Возможно, для того чтобы разблокировка расчетного счета была выполнена успешно, потребуется представить в банк документы, подтверждающие законность проведенных операций или сделок.

Вместе с тем в последнее время банки, злоупотребляя правом, все чаще используют правовой механизм Закона № 115-ФЗ для того, чтобы заработать на заградительных тарифах как можно больше комиссионного дохода, в связи с чем вне зависимости от предоставления запрашиваемых документов и добросовестности клиента, банк отказывает ему в проведении операций по счету, ссылаясь на Закон № 115-ФЗ, и настаивает на закрытии счета.

При этом в тарифах банки предусматривают повышенную комиссию за перечисление остатков с расчетного счета, если счет закрывается в связи с отказом банка в проведении операций по нему согласно Закону № 115-ФЗ. На практике такая комиссия может составить до 30%. Однако, ее удержание банком не всегда является законным.

В случае если в отношении Вашей организации банк применил заградительный тариф (повышенную комиссию), то при правильной тактике претензионной и судебной работы можно не только вернуть сумму списанной комиссии, но и взыскать с банка убытки, проценты за пользование чужими денежными средствами, а также судебные расходы.

источник: http://kredityvopros.ru/finyr.ru/finansovyi-monitoring

Легализация средств. Суммы свыше 600к — под контролем

Наверное, каждый из участников нашего бизнеса, слышал о сумме 600 тыс. руб., свыше которой операции подвергаются особому контролю, проверяются на предмет связанности с легализацией преступных средств. Однако я часто сталкивался тем, что по поводу этих 600 тыс. существует масса заблуждений. Итак, попробуем разобраться.

Эта сумма прописана в статье 6 ФЗ о противодействии легализации преступных доходов. Касается это ограничение следующих операций:

операции с денежными средствами в наличной форме:

  1. снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
  2. покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ)
  3. приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
  4. получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
  5. обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
  6. внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме

Отметим несколько важных моментов. Во-первых, речь идет только о зачислении наличных средств. Безналичные переводы на сумму свяше 600 тыс под контроль не попадают. Во-вторых, если покупаете много валюты, лучше купить небольшими партиями. То же и при обмене.

Вторая категория операций нас не особо интересует. Там речь идет о таких операциях, одна из сторон которых имеет гражданство или регистрацию на территории государства, не подписавшего международное соглашение о противодействии легализации преступных средств. Поэтому перейдем к третьему подпункту ст. 6 ФЗ о противодействии легализации.

операции по банковским счетам (вкладам):

  1. размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
  2. открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
  3. перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
  4. зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
  5. Здесь тоже все предельно понятно. Если юрлицо открыто недавно, то лучше проводить операции на небольшие суммы, чтобы не было подозрений в легализации средств. Причем в данном случае контроль касается и безналичных платежей.иные сделки с движимым имуществом:
  6. помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
  7. выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
  8. получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
  9. переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
  10. скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  11. получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ)
  12. предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
    (абзац введен Федеральным законом от 28.07.2004 N 88-ФЗ)

Этот пункт касается ряда распространенных обнальных схем, когда деньги на физлицо зачисляются юрлицом по договору займа. Как мы видим, и здесь ФЗ о противодействии легализации «советует» действовать небольшими платежами.

На этом, в общем-то, и заканчивается список операций, которых касается ограничение в 600 тыс. руб. То есть, допустим, перевод от физлица на физлицо, превышающий сумму 600 тыс. руб. под контроль не попадает, вопреки имеющемуся заблуждению.

источник: http://kredityvopros.ru/darkmoney.cc/12916-post1.html

Финансовый мониторинг

В этой статье я разберу тему, на которую мне периодически поступают вопросы – финансовый мониторинг или, как его называют сокращенно, финмониторинг.

Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое финансовый мониторинг, что представляет собой орган (служба) финансового мониторинга, как он работает, как осуществляется финансовый мониторинг в банках России и Украины, чем он регулируется, какие операции попадают под финмониторинг, стоит ли его бояться юридическим и физическим лицам, и много другой полезной информации на эту тему.

Что такое финансовый мониторинг?

Итак, любой сложный и пугающий на первый взгляд термин можно легко понять, если открыть словари и посмотреть значения составляющих его слов. “Финансы” – это деньги в движении, а “мониторинг” – это процесс наблюдения и фиксации результатов.

Таким образом, финансовый мониторинг – это наблюдение и контроль за денежными потоками предприятий и физических лиц. Осуществляет этот контроль специальный государственный орган – служба финансового мониторинга, а обязанности фиксировать данные и передавать в эту службу возлагаются на финансовые учреждения страны, в первую очередь – коммерческие банки.

Внимание!
Помимо них, субъектами финансового мониторинга являются страховые компании, биржи, платежные системы и многие другие финансовые структуры.

В разных странах эта процедура может называться по разному, например, “финансовый контроль”, “финансовая разведка”, у нас же присутствуют все эти понятия, они в чем-то похожи, но имеют свои различия. Сегодня мы будем говорить именно про финансовый мониторинг в банках.

По теме:  Что делать, если не дают кредит, - советы юристов и экспертов банковского дела

Итак, в России, Украине и других постсоветских странах финансовый мониторинг осуществляется с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и тесно связан с законодательными актами, касающимися этого (далее я приведу названия конкретных законов).

Виды финансового мониторинга

Существует два вида финмониторинга: обязательный и внутренний. Рассмотрим, что они означают. Обязательный финансовый мониторинг – это анализ финансовых потоков, проводимый специальным государственным органом финансового мониторинга.

Внутренний финансовый мониторинг – это внутрибанковский контроль над проводимыми операциями клиентов с целью выявления тех операций, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу для отправки данных о них в уполномоченный орган, а также любых других операций, которые могут быть связаны с “отмыванием” денег и финансированием преступной деятельности.

Как осуществляется финансовый мониторинг в банках?

Теперь пару слов о том, как проводится финансовый мониторинг в банках, в чем он заключается. Все очень просто, вся процедура сводится к следующему:

  • Сотрудник банка, осуществляющий операцию (операционист или кассир), проводит идентификацию клиента (проверяет, вписывает и/или копирует его паспортные данные и другие документы при необходимости);
  • Сотрудник банка, ответственный за финмониторинг, проверяет все проведенные финансовые операции, и на тех, которые подлежат обязательному или внутреннему мониторингу, ставит специальные отметки – различные коды, которые обозначают критерии отнесения операции к финансовому мониторингу;
  • В необходимый срок (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) сотрудники головного офиса банка формируют нормативную отчетность, включающую операции, попадающие под финансовый мониторинг (они отмечены кодами, см. выше), и отправляют эту отчетность в электронном виде в уполномоченный орган финансового мониторинга.
  • Сотрудники службы финансового мониторинга просматривают эту отчетность, и в случае, если у них возникают подозрения о причастности некой операции к легализации преступных доходов или финансированию терроризма, запрашивают в банке дополнительную информацию (данные документов клиента или сами документы), которую банк им предоставляет или запрашивает у клиента. Далее при необходимости проводится проверка клиента, других его операций, и в случае, если выявлена преступная схема – задержание и последующие следственные и судебные процедуры.

Обращаю внимание: банк не запрещает, не блокирует и не ограничивает как-либо операции, подлежащие финансовому мониторингу. Такие операции просто попадают под более тщательный контроль.

Исключение составляют редкие случаи. Например, когда кто-то пытается совершить платеж в пользу лица, числящегося в списке международных террористов или нечто подобное.

Законы о финансовом мониторинге

Финансовый мониторинг в России базируется на законе № 115-ФЗ от 07.08.2001г. “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”. Финансовый мониторинг в Украине осуществляется согласно закону № 1702-VII от 14.10.2014г.

Совет!
“О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения”.

В этих законах детально описана система финансового мониторинга в России и Украине соответственно, поэтому, если вам необходимо найти какие-то точные моменты на эту тему, рекомендую изучить актуальное законодательство своей страны (как вы понимаете, в законы регулярно вносятся всевозможные изменения).

Существуют также другие законодательные акты, регулирующие вопросы финмониторинга (например, касающиеся создания и функционирования органов, занимающихся этой деятельности), но вышеперечисленные являются ключевыми, базовыми.

Органы финансового мониторинга

Немного о том, как называются органы финансового мониторинга в России и Украине, и что они собой представляют. В России эти функции выполняет Федеральная служба по финансовому мониторингу или, как ее часто называют, Росфинмониторинг. Официальный сайт – fedsfm.ru. Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти и подчиняется президенту РФ.

В Украине функционирует Государственная служба финансового мониторинга (Госфинмониторинг), официальный сайт – sdfm.gov.ua. Эта служба подконтрольна Кабинету Министров Украины, а конкретно – министру финансов, и имеет статус центрального органа исполнительной власти.

Операции, попадающие под финансовый мониторинг

Далее я рассмотрю отдельные, наиболее часто встречающиеся операции, попадающие под обязательный (государственный) и внутренний финансовый мониторинг.

Обращаю внимание, что это не исчерпывающий перечень, а также на то, что перечень, суммы и типы операций в любой момент может измениться внесением соответствующих изменений в законодательные акты. Поэтому для получения на 100% точной и актуальной информации лучше всего обратиться к первоисточникам.

Повторюсь, что для России такие операции определены законом № 115-ФЗ от 13.07.2001г., а для Украины – законом № 1702-VII от 14.10.2014г.

Итак, какие операции попадают под государственный финмониторинг?

Во-первых, операции с наличностью на сумму, превышающую 600 тыс. рублей для РФ и 150 тыс. гривен для Украины

  1. покупка или продажа иностранной валюты;
  2. снятие со счета наличных или взнос наличных на счет с последующим перечислением;
  3. покупка ценных бумаг;
  4. обналичивание иностранного чека на предъявителя;
  5. обмен банкнот одного номинала на другой;
  6. покупка или обналичивание дорожных чеков;
  7. выплата страхового возмещения или внесение страховой премии;
  8. зачисление или перевод средств из стран / в страны, входящие в перечень стран, не выполняющих требования ФАТФ – межправительственной организации, занимающейся противодействием легализации преступных доходов и финансированию терроризма (в частности – это оффшоры);
  9. открытие депозита на предъявителя или в пользу третьего лица;
  10. перечисление средств на депозит за рубеж или зачисление возврата депозита из-за рубежа;
  11. выплата выигрышей в лотерею, денежных призов и т.п.;
  12. внесение средств для участия в азартной игре;
  13. предоставление или получение беспроцентных займов;
  14. получение или перечисление благотворительной помощи;
  15. некоторые другие операции.

Во-вторых, операции на любую сумму, если они осуществляются лицом или в пользу лица (физического или юридического), входящих в список лиц и организаций, причастных к терроризму и экстремизму.

Какие операции попадают под внутренний финмониторинг?

  • Финансовые операции, носящие запутанный характер, в которых не прослеживается конечная цель и смысл совершения операции, независимо от суммы (например, клиент А перечисляет некую сумму клиенту Б, клиент Б делит ее на 2 части и перечисляет клиентам В и Г, а клиенты В и Г перечисляют их обратно клиенту А).
  • Финансовые операции, не соответствующие направлению деятельности клиента, независимо от суммы (например, сельскохозяйственное предприятие покупает золотые слитки).
  • Финансовые операции, характер которых дает понять, что клиент хочет уклониться от обязательного финансового мониторинга или идентификации. (Например, дробление суммы операции: клиент не меняет валюту на 600 тыс. рублей сразу, а меняет три дня подряд на 200 тыс. рублей).
  • Любые операции, если у субъекта финмониторинга возникают подозрения, что они могут быть связаны с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.

Чем грозит финансовый мониторинг?

Часто люди пугаются финансового мониторинга и боятся проводить операции, которые могут под него попасть. На самом деле, в этом нет ничего страшного.

Ежедневно в каждом банке осуществляются сотни, тысячи, десятки тысяч операций, попадающих под обязательный и внутренний финансовый мониторинг. И это отнюдь не означает, что у клиентов, совершающих такие операции, возникают какие-либо проблемы.

Просто все эти операции скапливаются в базе данных, которая хранится в уполномоченном органе (службе) финансового мониторинга, и при необходимости может быть использована.

Из личного опыта: на протяжении 9-летней работы в банке, в отделениях, где я работал, практически ежедневно совершались операции, подлежащие внутреннему и обязательному финансовому мониторингу.

И за это время ни разу, ни к одному клиенту не возникало каких-либо серьезных вопросов от контролирующих органов по поводу этих операций. Периодически запрашивалась дополнительная информация в банке, банк запрашивал ее у клиента и передавал, все.

Банк может заблокировать операцию, только если у нее имеются явные признаки легализации преступных доходов или финансирования терроризма.

Предупреждение!
Также блокировку на счет может наложить государственная служба финансового мониторинга. При этом такие блокировки носят, как правило, временный характер, до предоставления клиентом каких-то дополнительных документов, позволяющих удостовериться, что эта операция не попадает под действие законов “О противодействии легализации…”.

Многие часто спрашивают: означает ли попадание операции под финмониторинг то, что сведения о ней передадут в налоговые органы? Нет, не означает. Сведения об операции поступают только в уполномоченный орган финансового мониторинга, в компетенцию которого не входит проверка соблюдения налогового законодательства и выявление уклонений от уплаты налогов.

Теперь вы имеете представление о том, что такое финансовый мониторинг, как он осуществляется, каковы виды финансового мониторинга, какими законами он регулируется в России и Украине, какие операции попадают под финмониторинг.

Надеюсь, что эта информация будет вам полезна, ну а за более подробными данными обращайтесь к законодательным актам. Если у вас возникли какие-то вопросы, всегда можете задать их в комментариях.

источник: fingeniy.com

Какая сумма подподает под подозрение финансового мониторинга?

Депозит в пользу третьих лиц налом + депозит на предьявителя — с 1 копейки ! Основание: Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:
операции с денежными средствами в наличной форме:

  1. снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
  2. покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
    (в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
  3. приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
  4. получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
  5. обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
  6. внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
  7. зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа) , операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории) , которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) . Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;
  8. операции по банковским счетам (вкладам):
  9. размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
  10. открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
  11. перевод денежных средств за границу на счет (вклад) , открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада) , открытого на анонимного владельца;
  12. зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
  13. иные сделки с движимым имуществом:
  14. помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
  15. выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
  16. получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
  17. переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
  18. скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  19. получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

источник: https://otvet.mail.ru/question/25601207






Если вам понравилась статья, поделитесь ей со своими друзьями в соц.сетях, нажимая эти кнопки:

One thought on “От какой суммы начинается финмониторинг и чем это грозит?”

  1. Здравствуйте! У меня на счете выстовили ограничения. Конкретные причины не объясняют говорят закройте счет. Как можно выяснить истинную причину?

Добавить комментарий для Шамиль Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *